Логотип

Что такое овербукинг в авиакомпаниях

Что такое овербукинг в авиакомпаниях
Справочная Читать 3 мин
07.11.2022

Что такое овербукинг в авиакомпаниях

Как его избежать или получить компенсацию

Случалось ли вам или вашим знакомым не попасть на самолет, потому что он оказался полон? Такая ситуация может произойти с любым человеком, независимо от того, сколько стоил его билет: в обычном лоукостере или в бизнес-классе регулярных авиалиний. Рассказываем, почему такое происходит и какую компенсацию может попросить пассажир, не попавший в самолет.

Что такое овербукинг?

Процесс, когда проданных билетов больше, чем мест в салоне, называется «овербукинг» (overbooking). В переводе с английского слово означает «сверхбронирование».

Он происходит из-за того, что авиакомпания всегда продает больше билетов на рейс. Обычно на посадку приходит на 5-10% меньше людей. Билеты продают с запасом, чтобы посадка в самолете была полная.

Кстати, история эта началась с 50-х годов в США. Аналитики посчитали, что людей на борт приходит меньше, а позже некоторые авиакомпании легализовали практику овербукинга.

Кстати, бывает и технический овербукинг: самолет ломается, и по техническим причинам авиакомпания пересаживает пассажиров в менее вместительный борт. Либо рейс отменяется, и люди вынуждены полететь следующим рейсом.

Овербукинг признается Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA), поэтому у пассажиров есть регламент действий. По статистике, менее одного процента пассажиров попадают под овербукинг.

Как избежать овербукинга?

Собрали для вас лайфхаки, которыми пользуются туристы: они не всегда работают, но помогут обезопасить перелет.

  • Зарегистрируйтесь на рейс заранее. Регистрация обычно открывается за 24 часа до полета. Особенно если пассажир купил билеты на лоукостеры.
  • Приезжайте в аэропорт заранее, если не совершили онлайн-регистрацию.
  • Если у вас рейс со стыковками, то заложите больше времени, чтобы иметь больше времени в запасе. Бывает такое, что для некоторых стыковок нужно поехать в другой аэропорт (в Стамбуле или Нью-Йорке, например) или в другой терминал вдалеке от места вашего приземления.
  • Узнайте критерии овербукинга у авиакомпаний. Некоторые отправляют следующими рейсами тех пассажиров, кто купил билеты по самому дешевому тарифу. 

Как узнать, что у вас овербукинг

Если вы на этапе онлайн-регистрации, то система не позволит вам выбрать места и завершить регистрацию. Звоните в авиакомпанию и узнайте, в чем причина такого сбоя. Иногда невозможность онлайн-регистрации может быть объяснена техническими сбоями.

Если вы уже в аэропорту, то помочь вам могут на стойке регистрации. Обратитесь к сотрудникам авиакомпании, они сообщат вам о невозможности полета этим рейсом.

Что происходит в случае овербукинга

Если пассажиров не впустили в самолет, им предлагают несколько вариантов решения проблемы.

  1. 1

    Пересаживают пассажиров из эконом-класса в бизнес-класс при наличии свободных мест в самолете.

  2. 2

    Находят пассажиров, которые могут лететь следующим рейсом, и садят вас на их место.

  3. 3

    Выплачивают компенсацию и дают улететь следующим рейсом.

  4. 4

    Предоставляют скидку на следующий авиаперелет.

Конечно, бывает и такое, что снятие пассажиров с рейса происходит без объяснений и компенсаций.

Что делать при овербукинге

Если вас или ваших близких не впустили в самолет, то паниковать не нужно. У вас есть права, которые каждая авиакомпания должна выполнить.

Если вас не посадили на самолет на территории Европы или США, то вы вправе попросить компенсацию от 125 до 600 евро. Вас, конечно же, посадят на следующий рейс. Некоторые компании также бесплатно пересаживают в бизнес-класс.

В США, если пассажира пересаживают на следующий рейс в течение 60 минут, компенсацию не выплачивают. Сумма компенсации за овербукинг бывает разная. Если пересадка происходит в течение 120 минут, вам выплатят компенсацию в двукратном размере (не больше 675 долларов). Если более 240 минут, то в четырехкратном (не больше 1350 долларов) для местных рейсов и в двукратном — для международных рейсов.

Кстати, у нас была статья о том, что делать, если рейс задержали. Прочитать ее можно здесь.

Вкратце, если следующий рейс задерживается на четыре часа, то вы можете попросить горячее питание, а если от шести часов ночью до восьми часов днем, то можете запросить гостиницу.

Главное правило при коммуникации с авиакомпанией (как и с любым другим лицом) — не скандалить. Будьте тверды и спокойны. Вам не оказали услуги, и вы вправе требовать возместить компенсацию за овербукинг и посадить на следующий рейс.

Если авиакомпания непреклонна и не собирается никак возмещать ущерб, то можно заснять все на камеру и фиксировать все расходы за питание, гостиницу и такси. Позже можно подать в суд и возместить средства в претензионном порядке.

Плюсы и минусы

Плюсов в овербукинге немного: они покажутся плюсами только для тех, кто не сильно спешит попасть в страну назначения. К положительному здесь можно отнести возмещение денег и возможный апгрейд до бизнес-класса.

Минусов, конечно, больше: опоздание, нарушение планов, возможная ночевка в аэропорту, нервное состояние и общий стресс.

Мнение Freedom Travel (Aviata)

В Казахстане нет такого понятия как «овербукинг». Обычно сотрудники авиакомпаний ссылаются на технические сбои, рейсы просто переносят или отменяют.

Ситуация с овербукингом может произойти с каждым, поэтому советуем вам заранее пройти регистрацию или зарегистрироваться на рейс онлайн, приезжать в аэропорт заранее, помнить о своих правах и фиксировать их нарушение. А главное — будьте спокойны и тверды в диалоге с представителями авиакомпаний.

7

0

Изображение автора
Мадина Даутова

редактор, о путешествиях любит писать с точки зрения культуры, науки и людей