Istanbulkart, метро и паромы. Как работает общественный транспорт Стамбула?
Рассказываем, как передвигаться по городу
Стамбул — самый населенный город в Европе (да-да, в Европе). Здесь отлично развита система общественного транспорта. По городу можно передвигаться на автобусах, метро, паромах, фуникулерах и трамваях. Рассказываем, как работает общественный транспорт в Стамбуле, чем выгодна карта Istanbul card (или Istanbulkart), как доехать из нового аэропорта до района Султанахмет и каким образом практически бесплатно доплыть на пароме до Принцевых островов.

Способы оплаты проезда
Стамбул — город, в котором почти все виды общественного транспорта города входят в общую систему IETT. Это означает, что за проезд на метро, метробусах, электричках, трамваях, фуникулерах и паромах можно оплачивать одним способом. Жители и гости города используют либо транспортную карту Istanbulkart либо покупают разовые билеты за наличные.
Istanbulkart

Istanbulkart — бесконтактная электронная карта, которой оплачивают проезд в общественном транспорте Стамбула. Ее можно использовать для оплаты парковок и общественного туалета.
В 2022 году Istanbulkart стоит 13 лир. Цена проезда — 5,50 лир.
Где купить и пополнить Istanbulkart

Istanbulkart можно купить сразу в аэропорту в специальных автоматах Biletmatik или киосках, на которых написано Istanbulkart. Помимо этого, карточки продают везде: как в магазинчиках, так и в торговых центрах. Расплатиться в киосках можно только наличными и только местной валютой.
Карту можно вернуть и получить стоимость (13 лир) обратно. Стоимость возвращается не наличными, а по заявлению на счет в банке.
Проверить баланс Istanbulkart можно в автоматах Biletmatik либо в официальном приложении. Правда, для этого понадобится турецкий номер. Принцип работы такой же, как у алматинской транспортной карты ONAY.
Чтобы проверить баланс в автоматах, нужно положить карту в специальное отделение автомата, который сразу отразит баланс карты на мониторе.
Пополнить баланс можно несколькими способами.
1
В автоматах Biletmatik. Прикладываете карту, узнаете баланс, вносите наличные — вы пополнили карту. Автоматы не принимают мелочь.
2
В киосках или магазинах, где есть вывеска Istanbulkart или Akbil.
Жетоны, электронные билеты и наличные
Жетонами в Стамбуле можно пользоваться везде, кроме долмушей. Проезд по жетонам стоит от 4 лир. Продаются они на кассах остановок, станций метро и причалов.
Электронные билеты — это карты с фиксированным количеством поездок. Цена поездок на 2022 год указана в табличке ниже.
Стоимость поездок по электронным билетам | |
Одна поездка | 11 лир |
Две поездки | 18 лир |
Три поездки | 23 лиры |
Пять поездок | 35 лир |
Десять поездок | 63 лиры |
Наличные в основном принимают только в долмушах и в такси.
Пересадки
Пересадки по Стамбулу платные: как с одного транспорта на другой, так и внутри одинаковых видов общественного транспорта. Например, вы проехали свою остановку и хотите вернуться. Чтобы пересесть на противоположную ветку метро или трамвая, вам нужно оплатить проезд заново.
Правда, при пересадке первые 120 минут действует скидка. Например, если вы пересаживаетесь с трамвая на метро, при посадке на трамвай вы платите 5,48 лир, а при пересадке на метро — 2,88 лир.
Последующие пересадки на других видах транспорта будут еще дешевле.
Автобусы

По Стамбулу ходит много городских автобусов, которые курсируют в европейской и азиатской частях города.
Они похожи на казахстанские: на лобовом стекле написан номер, основные остановки — на боковой стороне. Перед выходом на нужной остановке нужно нажать на специальную кнопку.
График работы с 6:30 до 23:30.
Посмотреть схемы всех маршрутов можно на официальном сайте либо в приложение Mobiett (для Android / для iOS).
Туристический автобус «Hop on Hop off»

Big Bus Istanbul — автобус, который ездит только по основным достопримечательностям города. Вы можете выйти на любой остановке, посмотреть на достопримечательность, сесть на следующий и ехать дальше. Автобусы «Hop on Hop off» начинает курсировать с 10 утра зимой и с 9 утра летом. Начинаются туры с площади Sultanahmet. На каждом автобусе дают аудиогиды на восьми языках.
Купить билеты можно онлайн либо на месте. При покупке через сайт билет на 24 часа стоит 45 евро, на 48 часов — 55 евро, а на 72 часа — 60 евро.
Метробусы

В городе также ездят метробусы, для которых выделена отдельная полоса на дороге. Это скоростные автобусы, которые запустили в 2007 году. Каждый метробус обслуживает определенный участок дороги: вы можете выйти на любой остановке. При этом оплачивать пересадки не нужно, что не характерно для транспорта Стамбула.
На табло метробусов указывается конечная остановка.

Список маршрутов:
- 34 — Avcılar — Zincirlikuyu;
- 34A — Söğütlüçeşme — Cevizlibağ AÖY;
- 34AS — Avcılar — Söğütlüçeşme;
- 34BZ — Beylikdüzü — Zincirlikuyu;
- 34C — Beylikdüzü — Cevizlibağ;
- 34G — Beylikdüzü — Söğütlüçeşme. Ночной маршрут, время работы 22:00 — 06:00;
- 34U — Uzunçayır — Zincirlikuyu;
- 34Z — Zincirlikuyu — Söğütlüçeşme.
Метробусы также ездят как по азиатской, так и по европейской частям. Внутри можно подключиться к бесплатному Wi-Fi.
Ходят метробусы круглосуточно. Стоимость зависит от количества проезжаемых остановок и оплачивается Istanbulkart.
Стоимость проезда на метробусах в дневное время (с 6 утра до 12 ночи) | |
1 остановка | 3,92 лиры |
2 остановки | 4,69 лиры |
3 остановки | 5,48 лиры |
4-9 остановок | 6,26 лир |
10-15 остановок | 6,88 лир |
16-21 остановок | 7,19 лир |
22-27 остановок | 7,43 лиры |
28-33 остановок | 7,59 лиры |
Больше 34 остановок | 8,13 лир |
Остановки и график метробусов можно посмотреть по ссылке на официальном сайте.
Долмуши



Маршрутки в Стамбуле называются «долмуши». Наверное, правильнее будет назвать их маршрутное такси: водители зазывают потенциальных пассажиров и берут оплату только наличными. На некоторых маршрутках конечная остановка написана в правой части ветрового стекла. Долмуши входят в систему общественного транспорта Стамбула, но оплатить проезд с помощью Istanbulkart не получится.
Конечно, плата за проезд сильно ниже, чем в традиционных такси. Оплатить долмуши можно только наличными: это обычно производят кондукторы. Проезд в 2022 году стоит от 3,75 лир.
На долмушах очень удобно перемещаться между городами: например, из Анкары в Кемер можно добраться за 1,5 доллара.
Метро Стамбула

Стамбул соединяет девять работающих веток метро, которое постоянно расширяется. Есть подземные и наземные участки. Схему разных линий метро можно посмотреть на картинке:

Красная линия М1 имеет два разветвления М1А и М1В на станции Otogar, где находится стамбульский автовокзал. Линия идет из Yenikapı в старый аэропорт/аэропорт Ататюрка (это М1А) или Kirazlı (М1В).
Зеленая линия метро М2 идет со станции Yenikapı в Hacıosman. Поехав на этой ветке, можно дойти до Гранд Базара и мечети Сулейммание, выйдя со станции Vezneciler. А выйдя на станции Şişhane, можно прогуляться по улице Истикляль. Выйдя на остановке Levent, можно дойти до небоскреба Istanbul Sapphire.
Голубая линия метро М3 —соединяет станции Kirazlı и Olimpiyat. На конечной станции находится Олимпийский стадион.
Розовая линия метро М4 находится в азиатской части Стамбула и соединяет станции Kadıköy и Tavşantepe. С конечной станции можно добраться до аэропорта Сабиха Гёкчен на автобусах Е-9 и Е-10.
Фиолетовая линия метро М5 соединяет Üsküdar и Çekmeköy, также находится в азиатской части города.
Коричневая линия метро М6 соединяет станции Levent и Boğaziçi Ü (университет Boğaziçi) / Hisarüstü. На станции Levent есть переход на линию M2.
Розовая линия М7 соединяет станции Mecidiyeköy и Mahmutbey, а желтая М9 — Olimpiyat и Bahariye.
Новая ветка метро М11 соединяет новый стамбульский аэропорт со станцией Gayrettepe, которая находится между районами Левент и Бешикташ в Стамбуле. Ветка работает, но не сдана в эксплуатацию полностью.
Подробнее об открытии новых станций метро и веток можно прочесть на официальном сайте метрополитена.
Трамваи

По Стамбулу можно передвигаться по трем трамвайным веткам — Т1 и Т4 на европейской части и Т3 на азиатской. Современные трамваи в Стамбуле похожи внешне на метро, но проходят по поверхности земли.
Вход на трамваи происходит через турникеты, как и в метро.

Линия трамвая Т1 начинается со станции Kabataş в европейской части и пересекает Золотой Рог через галатский мост. Со станции Kabataş можно дойти до Дворца Долмабахче и Морского музея. Если выйти на остановках Karaköy и Eminönü, можно прогуляться по Галатскому мосту. А если выйти на остановке Sultanahmet, то можно приехать в самое сердце Старого города, где находятся все достопримечательности города.
Линия трамвая Т4 соединяет станции Topkapı и Mescid-i Selam, которые находятся в европейской части города.
Линия трамвая Т3 соединяет Kadıköy и Moda в азиатской части города.
Исторические красные трамваи

По городу также курсируют исторические трамваи, изображенные на открытках и магнитиках, которые привозят из города. Турки называют его Nostalgic Tram.
Ретро-трамваи Стамбула передвигаются по кольцевому маршруту. Всего их в городе два: в европейской части и в азиатской.
- По улице Таксим ездит старые красные вагончики трамвая — T2 по маршруту Такsim — Tünel. Длина маршрута составляет 1,6 километров.
- В Кадыкёе курсирует поезд Т3 Kadıköy — Moda, который связывает автовокзал в Кадыкёе с районом Мода. Длина маршрута — 2,6 километров.
Схему трамвая можно посмотреть по ссылке.
Электричка Marmaray



Marmaray — участок стамбульской железной дороги, который работает на электричестве. Marmaray проходит по подземному тоннелю под проливом Босфор на глубине 60 метров. На Marmaray можно поехать из европейской части в азиатскую, соединяет станции Sirkeci и Üsküdar. Всего железная дорога проезжает 43 станции. Поездка из одного конца в другой занимает 2,5 часов. Подробно о графике и станциях можно прочитать по ссылке.

Стоимость проезда на Мармарай зависит от количества станций, которые вы проехали. Например, от 1 до 7 остановок по карте Istanbul card — 5,48 лиры, от 8 до 14 остановок — 7 лиры, а максимальное количество остановок от 36 до 43 остановок — 12 лир.
Полный график поездов Marmaray:
Фуникулер

Фуникулер в Стамбуле работает под землей: это линии F1 и F2. Фуникулер помогает преодолеть большие подъемы.
- Линия F1 соединяет остановку Kabataş (остановку трамвая Т1) и площадь Таксим. Протяженность маршрута около 600 метров. Чтобы подняться на фуникулере, достаточно 2,5 минут. Линия работает с 6 утра до 12 ночи.
- Линия F2 соединяет набережную в Каракёй и Бейоглу. В фуникулере два вагона. Протяженность маршрута — 573 метра. Чтобы подняться на фуникулере, достаточно 1,5 минуты. Линия работает с 7 утра до 22:45.
- Линия F3 из Вадистанбула в Сейрантепе, которая пролегает над землей. Протяженность маршрута — 750 метров. Чтобы подняться на фуникулере, достаточно 3 минут. Линия работает с 08:30 до 23:00.
Канатная дорога

В систему общественного транспорта Стамбула входят две канатные дороги, которые обозначены TF1 и TF2.
Канатная дорога TF1 по маршруту Taşkışla — Maçka Teleferik. Проходит в районе Beyoğlu над парком Demokrasi Parkı.
Канатная дорога TF2 по маршруту Eyüp — Piyer Loti Teleferik. Нижняя станция Eyüp расположена в старинном стамбульском районе на берегу залива Золотой Рог. Верхняя — в историческом парке Piyer Loti.
Эта канатка появилась в 2016 году. Власти построили ее, чтобы туристам было удобнее добираться на смотровую площадку и в популярное кафе «Пьер Лоти» на одноименном холме. Нижняя станция расположена на набережной залива Золотой Рог.
Водный транспорт Стамбула



Что необычно, водный транспорт также входит в сеть IETT в Стамбуле. Это паромы, морские автобусы и вапуры — скоростные катера. Паромами и вапурами удобно воспользоваться, чтобы добраться из европейской части в азиатскую либо перебраться из Старого города в Новый и понаблюдать за Золотым Рогом. Также паромы позволяют добраться до Принцевых островов, которые принадлежат Стамбулу. Все направления можно посмотреть на сайте.

Чтобы передвигаться по Стамбулу с помощью паромов, нужно подойти к следующим причалам:
- Eminönü, который расположен у Галатского моста рядом с дворцом Топкапы на правом берегу Золотого Рога. Отсюда можно поехать на Принцевы острова, а также в тур по Босфору;
- Karaköy, который также расположен у Галатского моста. Отсюда можно доехать до причалов азиатского побережья Kadıköy и Bostancı, а также на причал европейской части Beşiktaş;
- Kadıköy и Üsküdar, которые находятся на азиатской части города.
Ночью паромы не ходят. Расписание паромов можно посмотреть на сайте.
Время работы транспорта Стамбула

График работы транспорта зависит от типа передвижения. Подробнее — в таблице.
График общественного транспорта Стамбула | |
Автобусы | 06:30 — 23:30 |
Метробусы | Круглосуточно |
Метро | 06:00 — 00:00 |
Трамваи | 06:00 — 00:00 |
Ретро-трамваи | 07:00 — 22:00 |
Мармарай | 00:00 — 23:45 |
Фуникулер | F1: 06:00 — 00:00. F2: 07:00 — 22:45. F3: 08:30 — 23:00. |
Канатная дорога | TF1: 08:00 — 23:00 летом, 08:00 — 22:00 зимой. TF2: 08:00 — 20:00 летом, 08:00 — 19:00 зимой. |
Паромы и вапуры | 06:00 — 22:00 (зависит от маршрута) |
Такси в Стамбуле

Такси — наиболее комфортабельный вид транспорта, чтобы передвигаться по Стамбулу, если у вас много чемоданов, маленькие дети или поездка в аэропорт ночью. В городе работает Uber. В других случаях добираться по городу на метро и автобусах будет гораздо удобнее: не будете стоять в пробках.
Работает такси в Стамбуле по счетчику: от 7 лир за километр. В связи с плавающим курсом, стоимость проезда за километр может увеличиться.
Будьте готовы, что таксисты не говорят ни на русском, ни на английском, а также не всегда принимают валюту.
Наши впечатления/Выводы
Ездить на общественном транспорте в Стамбуле — одно удовольствие. Так, при поездке пару лет назад мы объездили всю европейскую часть (даже доехали до далекого Шишли) и прокатились на пароме до Принцевых островов и Кадыкёя.
Впечатления от поездки в наземном транспорте по Стамбулу — самые замечательные. Мы передвигались днем и даже в час пик, но большого наплыва людей ни в метро, ни в трамваях не заметили. Единственное — старенькие турецкие апашки смотрели на нас косо, когда мы громко говорили на своем, не-турецком языке.
Вот поездка на водном транспорте в Стамбуле нас разочаровала дважды и совсем не сервисом. Наоборот плыть было комфортно, по дороге — где-то к середине пути — началось шоу продавцов, которые предлагали китайские товары по-турецки. Мы ничего не купили, но было весело. Невеселое в этой поездке было то, что два раза из двух турки не стеснялись говорить либо за нашими спинами, либо в лицо о том, что мы похожи на китайцев, пытались показать наш разрез глаз и бубнили что-то на расистском.
Сомневаемся, что это об общественном транспорте, скорее про население азиатской части города, которое не привыкло к туристам.
Если говорить общо, то по Стамбулу нужно передвигаться на городском транспорте. Во-первых, вы очень хорошо сэкономите. На такси не рекомендую, ОЧЕНЬ дорого, даже учитывая самые высокие тарифы, которые появляются в Алматы в дождь. Во-вторых, познаете атмосферу города. Однажды мы сели на трамвай Т1, вышли на остановке Karaköy и просто гуляли. Было невероятно интересно, несмотря на то что ни одной популярной достопримечательности мы не увидели. В-третьих, это быстро. Вы не будете стоять в пробках и не будете ждать такси, так как метро и трамваи (и не только) здесь ходят строго по расписанию.
28
0