Почему к самолёту не подают рукав и везут на автобусе?
Один из любопытных вопросов во время ожидания
Бывает, что когда самолёт только что приземлился и вы уже готовы шагнуть в тёплое здание аэропорта, вместо привычного рукава приходится спускаться по лестнице и поехать на автобусе по взлетному полю.
Это особенно раздражает после длинного перелёта или в непогоду. Давайте разберёмся, почему не подают рукав к самолёту и что на самом деле стоит за таким решением. Спойлер: дело не только в экономии!
Что такое рукав и как он работает
Авиарукав, также известный как телетрап или пассажирский трап, — это специальный подвижный коридор, соединяющий здание терминала аэропорта напрямую с дверью самолёта. Он позволяет пассажирам попасть на борт или выйти из самолёта, а также обеспечивает надёжную защиту от осадков, ветра и перепадов температур.
Рукав обычно выглядит как длинная закрытая труба с гармошкой, способная выдвигаться и поворачиваться в зависимости от типа самолёта и его положения у гейта. Он подсоединяется к передней двери самолёта, и внутри него работают системы вентиляции, освещения и иногда даже отопления.
Такая конструкция особенно удобна для посадки маломобильных пассажиров. Однако наличие рукавов не всегда предполагает его использование, и мы сейчас разберёмся, почему не подают телетрап.

Почему не все самолёты подъезжают к рукаву
🛬 Недостаток свободных гейтов (рукавов)
Во многих аэропортах количество телетрапов ограничено, и их просто может не хватить на все прилетающие и вылетающие рейсы. Это одна из главных причин, почему везут автобусом к самолету. Особенно это заметно в час пик, когда загрузка аэропорта высокая и десятки самолётов прибывают с минимальной разницей во времени.
В таких ситуациях приоритет получают крупные международные рейсы, а остальные отправляются на удалённые стоянки, откуда пассажиров доставляют автобусами.
☝️Приоритет рейсов
Аэропорты и авиакомпании часто устанавливают приоритеты для использования рукавов. Преимущество отдают:
- международным рейсам с пассажирами, которых ожидает стыковка и трансфер;
- рейсам с бизнес-классом;
- самолётам крупных авиакомпаний, платящим за привилегии;
- рейсам с коротким временем стыковки.
Если у вас внутренний рейс или чартерный, то скорее всего, вы поедете на автобусе.
✈️ Тип воздушного судна
Не каждая модель самолета физически совместима с телетрапом. Например, региональные самолёты типа ATR или Embraer слишком низкие: рукав не сможет состыковаться;Грузовые или военные борта не используют пассажирские телетрапы, а некоторые модели требуют трап только в заднюю дверь (например, лоукостер вроде Ryanair).
🏗️ Аэропорт не оборудован или частично оборудован телетрапами
Во многих небольших аэропортах нет рукава в аэропорту по техническим или финансовым причинам. Даже в крупных хабах телетрапы могут быть только у части терминалов. Инфраструктура аэропорта тоже влияет на этот выбор: некоторые лоукост терминалы принципиально не оборудуются рукавами, чтобы ускорить оборот самолётов.
💸Экономия авиакомпаний
Авиакомпании платят аэропорту за использование рукава. Аренда телетрапа стоит намного дороже, чем обычная удаленная стоянка с подвозом пассажиров на автобусе. Бюджетные перевозчики и чартерные рейсы часто отказываются от телетрапа, чтобы уменьшить свои финансовые затраты. Кроме того, использование обычных трапов с двух сторон (перед и зад) ускоряет посадку и высадку.
⚡Погодные или технические условия
Иногда телетрап не подключили из-за неподходящих ситуаций. Например:
- экстремальные погодные условия: например, при сильном боковом ветре он становится нестабильным;
- гололёд;
- рукав к самолету не подали, если он неисправен или находиться на ремонте;
- из-за технических ограничений рукав не может дотянуться до самолёта, если тот припаркован под нестандартным углом.

Плюсы автобусов
1
Возможность сделать фото на фоне самолёта. Для многих пассажиров — особенно тех, кто летит впервые или просто любит авиацию — это шанс подойти ближе к лайнеру и сделать зрелищные снимки на фоне фюзеляжа, турбины или лестницы.
2
Больше шансов проветриться и размяться. После долгого перелёта приятно пройтись по свежему воздуху, если погода позволяет. Это особенно актуально, если вы летели в тесном салоне.
3
Быстрая пешая посадка/высадка с двух сторон. Если авиакомпания использует два трапа — передний и задний — пассажиры выходят быстрее, чем через узкий рукав, где движение может замедляться.
4
Лучше для маленьких аэропортов. В небольших аэропортах без телетрапов автобусы позволяют пассажирам удобно и организованно добраться до здания терминала, даже если самолёт припаркован далеко.
5
Без очередей в телетрапе. Трап иногда создаёт узкое «горлышко», особенно когда все спешат выйти первыми. С автобусом пешая высадка часто происходит быстрее и менее хаотично.
Как понять, что будет — рукав или автобус?
1. Смотрите на тип аэропорта
Если вы летите в крупный международный аэропорт с современным терминалом (например, Дубай, Франкфурт, Сеул), скорее всего, вас встретит рукав. Аэропорты поменьше, а также чартерные терминалы чаще используют автобусы.
2. Обратите внимание на авиакомпанию
Лоукостеры вроде Ryanair, Wizz Air, Pegasus чаще используют автобусную посадку — так дешевле. Крупные авиакомпании (Lufthansa, Emirates, Qatar Airways) чаще заказывают рукав, особенно для бизнес-класса и дальних рейсов.
Если компания использует широкофюзеляжный самолет, то вероятность, что подадут рукав — выше. Обычно именно такие лайнеры выполняют дальние рейсы.
3. Посмотрите на номер гейта в посадочном талоне или на информационном табло
- Если указан Gate C12 или подобный без приставки "Remote", это может быть гейт с телетрапом.
- Если написано Bus Gate или Remote Stand, это точно значит, что ожидайте, что выезд к самолету — на автобусе.
4. Используйте приложение Flightradar24 или аналог
Зайдите в день рейса и посмотрите, где паркуются аналогичные рейсы этой авиакомпании. Если все прилетают на удалённую стоянку, с большой вероятностью вас тоже ожидает автобус.
5. Спросите у персонала на регистрации
Если для вас это принципиально (например, вы с маленьким ребёнком или с ограниченной подвижностью), уточните у сотрудников на регистрации: они часто знают, какая схема посадки/высадки запланирована.

FAQ
Почему выход на посадку через автобус происходит чаще зимой?
В зимний сезон рукава могут становиться небезопасными из-за гололёда, накопления снега или технических ограничений при низких температурных условиях. Кроме того, деайсинг (обработка самолёта от льда) часто проводится на отдельной стоянке, а не у рукава, поэтому самолёт паркуют подальше и происходит автобусная посадка в аэропорту. Также зимой реже открывают все рукава, чтобы сократить дополнительные расходы на их обслуживание и отопление.
Могут ли отказать в рукаве бизнес-классу?
Да, могут. Даже если вы летите бизнес-классом, приоритет обслуживания самолета телетрапом зависит не только от класса обслуживания, но и от наличия свободных гейтов, вида самолёта, условий контракта между авиакомпанией и аэропортом, а также от технических причин. Тем не менее, в большинстве случаев бизнес-класс стараются размещать ближе к терминалу.
Влияет ли автобусная посадка на задержки и расписание рейсов?
Обычно — нет, но в некоторых случаях может повлиять. Если аэропорт перегружен, а посадка через автобус происходит не вовремя, высадка может затянуться. Также возможна задержка рейсов при транспортировке багажа с удалённой стоянки. Однако аэропорты стараются минимизировать такие риски, особенно при коротких стыковках.
2
0