Почему к самолёту не подают рукав и везут на автобусе?

Почему к самолёту не подают рукав и везут на автобусе?
Справочная Читать 4 мин
19.08.2025

Почему к самолёту не подают рукав и везут на автобусе?

Один из любопытных вопросов во время ожидания

Бывает, что когда самолёт только что приземлился и вы уже готовы шагнуть в тёплое здание аэропорта, вместо привычного рукава приходится спускаться по лестнице и поехать на автобусе по взлетному полю. 

Это особенно раздражает после длинного перелёта или в непогоду. Давайте разберёмся, почему не подают рукав к самолёту и что на самом деле стоит за таким решением. Спойлер: дело не только в экономии!

Что такое рукав и как он работает

Авиарукав, также известный как телетрап или пассажирский трап, — это специальный подвижный коридор, соединяющий здание терминала аэропорта напрямую с дверью самолёта. Он позволяет пассажирам попасть на борт или выйти из самолёта, а также обеспечивает надёжную защиту от осадков, ветра и перепадов температур.

Рукав обычно выглядит как длинная закрытая труба с гармошкой, способная выдвигаться и поворачиваться в зависимости от типа самолёта и его положения у гейта. Он подсоединяется к передней двери самолёта, и внутри него работают системы вентиляции, освещения и иногда даже отопления.

Такая конструкция особенно удобна для посадки маломобильных пассажиров. Однако наличие рукавов не всегда предполагает его использование, и мы сейчас разберёмся, почему не подают телетрап.

Почему не все самолёты подъезжают к рукаву

🛬 Недостаток свободных гейтов (рукавов)

Во многих аэропортах количество телетрапов ограничено, и их просто может не хватить на все прилетающие и вылетающие рейсы. Это одна из главных причин, почему везут автобусом к самолету. Особенно это заметно в час пик, когда загрузка аэропорта высокая и десятки самолётов прибывают с минимальной разницей во времени. 

В таких ситуациях приоритет получают крупные международные рейсы, а остальные отправляются на удалённые стоянки, откуда пассажиров доставляют автобусами.

☝️Приоритет рейсов

Аэропорты и авиакомпании часто устанавливают приоритеты для использования рукавов. Преимущество отдают:

  • международным рейсам с пассажирами, которых ожидает стыковка и трансфер;
  • рейсам с бизнес-классом;
  • самолётам крупных авиакомпаний, платящим за привилегии;
  • рейсам с коротким временем стыковки.

Если у вас внутренний рейс или чартерный, то скорее всего, вы поедете на автобусе.

✈️ Тип воздушного судна

Не каждая модель самолета физически совместима с телетрапом. Например, региональные самолёты типа ATR или Embraer слишком низкие: рукав не сможет состыковаться;Грузовые или военные борта не используют пассажирские телетрапы, а некоторые модели требуют трап только в заднюю дверь (например, лоукостер вроде Ryanair).

🏗️ Аэропорт не оборудован или частично оборудован телетрапами

Во многих небольших аэропортах нет рукава в аэропорту по техническим или финансовым причинам. Даже в крупных хабах телетрапы могут быть только у части терминалов. Инфраструктура аэропорта тоже влияет на этот выбор: некоторые лоукост терминалы принципиально не оборудуются рукавами, чтобы ускорить оборот самолётов. 

💸Экономия авиакомпаний

Авиакомпании платят аэропорту за использование рукава. Аренда телетрапа стоит намного дороже, чем обычная удаленная стоянка с подвозом пассажиров на автобусе. Бюджетные перевозчики и чартерные рейсы часто отказываются от телетрапа, чтобы уменьшить свои финансовые затраты. Кроме того, использование обычных трапов с двух сторон (перед и зад) ускоряет посадку и высадку.

⚡Погодные или технические условия

Иногда телетрап не подключили из-за неподходящих ситуаций. Например:

  • экстремальные погодные условия: например, при сильном боковом ветре он становится нестабильным;
  • гололёд;
  • рукав к самолету не подали, если он неисправен или находиться на ремонте;
  • из-за технических ограничений рукав не может дотянуться до самолёта, если тот припаркован под нестандартным углом.

Плюсы автобусов

  1. 1

    Возможность сделать фото на фоне самолёта. Для многих пассажиров — особенно тех, кто летит впервые или просто любит авиацию — это шанс подойти ближе к лайнеру и сделать зрелищные снимки на фоне фюзеляжа, турбины или лестницы.

  2. 2

    Больше шансов проветриться и размяться. После долгого перелёта приятно пройтись по свежему воздуху, если погода позволяет. Это особенно актуально, если вы летели в тесном салоне.

  3. 3

    Быстрая пешая посадка/высадка с двух сторон. Если авиакомпания использует два трапа — передний и задний — пассажиры выходят быстрее, чем через узкий рукав, где движение может замедляться.

  4. 4

    Лучше для маленьких аэропортов. В небольших аэропортах без телетрапов автобусы позволяют пассажирам удобно и организованно добраться до здания терминала, даже если самолёт припаркован далеко.

  5. 5

    Без очередей в телетрапе. Трап иногда создаёт узкое «горлышко», особенно когда все спешат выйти первыми. С автобусом пешая высадка часто происходит быстрее и менее хаотично.

Как понять, что будет — рукав или автобус?

1. Смотрите на тип аэропорта

Если вы летите в крупный международный аэропорт с современным терминалом (например, Дубай, Франкфурт, Сеул), скорее всего, вас встретит рукав. Аэропорты поменьше, а также чартерные терминалы чаще используют автобусы.

2. Обратите внимание на авиакомпанию 

Лоукостеры вроде Ryanair, Wizz Air, Pegasus чаще используют автобусную посадку — так дешевле. Крупные авиакомпании (Lufthansa, Emirates, Qatar Airways) чаще заказывают рукав, особенно для бизнес-класса и дальних рейсов.

Если компания использует широкофюзеляжный самолет, то вероятность, что подадут рукав — выше. Обычно именно такие лайнеры выполняют дальние рейсы.

3. Посмотрите на номер гейта в посадочном талоне или на информационном табло

  • Если указан Gate C12 или подобный без приставки "Remote", это может быть гейт с телетрапом.
  • Если написано Bus Gate или Remote Stand, это точно значит, что ожидайте, что выезд к самолету — на автобусе.

4. Используйте приложение Flightradar24 или аналог

Зайдите в день рейса и посмотрите, где паркуются аналогичные рейсы этой авиакомпании. Если все прилетают на удалённую стоянку, с большой вероятностью вас тоже ожидает автобус.

5. Спросите у персонала на регистрации

Если для вас это принципиально (например, вы с маленьким ребёнком или с ограниченной подвижностью), уточните у сотрудников на регистрации: они часто знают, какая схема посадки/высадки запланирована.

FAQ

Почему выход на посадку через автобус происходит чаще зимой?

В зимний сезон рукава могут становиться небезопасными из-за гололёда, накопления снега или технических ограничений при низких температурных условиях. Кроме того, деайсинг (обработка самолёта от льда) часто проводится на отдельной стоянке, а не у рукава, поэтому самолёт паркуют подальше и происходит автобусная посадка в аэропорту. Также зимой реже открывают все рукава, чтобы сократить дополнительные расходы на их обслуживание и отопление.

Могут ли отказать в рукаве бизнес-классу?

Да, могут. Даже если вы летите бизнес-классом, приоритет обслуживания самолета телетрапом зависит не только от класса обслуживания, но и от наличия свободных гейтов, вида самолёта, условий контракта между авиакомпанией и аэропортом, а также от технических причин. Тем не менее, в большинстве случаев бизнес-класс стараются размещать ближе к терминалу.

Влияет ли автобусная посадка на задержки и расписание рейсов?

Обычно — нет, но в некоторых случаях может повлиять. Если аэропорт перегружен, а посадка через автобус происходит не вовремя, высадка может затянуться. Также возможна задержка рейсов при транспортировке багажа с удалённой стоянки. Однако аэропорты стараются минимизировать такие риски, особенно при коротких стыковках.

2

0

Изображение автора
Любовь Каракулова

автор, всегда досконально изучает информацию перед любой поездкой

Вам может быть интересно:

Какую компенсацию могут попросить пассажиры

Какую компенсацию могут попросить пассажиры

Как регистрироваться на рейс и куда сдавать багаж

Как регистрироваться на рейс и куда сдавать багаж

Золотая памятка-инструкция для всех опоздунов

Золотая памятка-инструкция для всех опоздунов

Дорохо и бохато ждем посадки в самолет

Дорохо и бохато ждем посадки в самолет

Разбираемся на примерах
24.03.2023

Разбираемся на примерах